Иллюзии и мода: Петр Коваленко — о 5 главных ошибках при покупке одежды

Когнитивные искажения или иллюзии — это очень распространенное явление. Такие систематические ошибки в мышлении или склонность следовать шаблонам имеются у каждого человека и могут затрагивать любую сферу жизни. Мода не исключение. Какие именно заблуждения мешают нам правильно выбирать одежду, рассказывает сооснователь сети аутлетов OFFPRICE и эксперт по fashion psychology Петр Коваленко.
Как выбирать одежду, рассказывает эксперт
Петр Коваленко считает, что личный стиль есть у каждого
Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.
Петр Коваленко

Люди часто не воспринимают одежду серьезно: к ней относятся как к чему-то, не имеющему особого значения. Но это большая ошибка: то, что мы носим, — это не просто куски ткани, сшитые по выкройкам. И дело не в том, что одни модели становятся трендом, а другие в мире моды клеймят как устаревшие и неактуальные. Вещи наполнены смыслом, и они влияют на всё, начиная от того, как нас воспринимают окружающие, и заканчивая нашим настроением.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ошибки при выборе предметов гардероба могут обернуться разными проблемами. Неверно выбранный личный стиль приводит к постоянному чувству дискомфорта, мешающему действовать эффективно и добиваться поставленных целей. Неумение осмысленно делать покупки рано или поздно заканчивается забитым шкафом, на который человек смотрит с мыслью: «Опять нечего надеть!» Одежду можно даже возненавидеть — и в то же время хранить ее. Чтобы избежать всего этого, надо разобраться, не оказываетесь ли вы, придя в магазин, под действием пяти наиболее распространенных когнитивных иллюзий.

Иллюзия №1: страх упущенной выгоды

Все мы склонны попадать под магию ценников с надписью «скидка 70%». Как показывают исследования, люди получают удовольствие, покупая вещи по цене ниже той, которую собирались заплатить. И одновременно в дни распродаж в душе селится тревога: вдруг я упущу выгодное предложение? Может быть, это единственный шанс купить ботильоны в два раза дешевле, чем они стоили месяц назад!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как с этим бороться? В первую очередь при помощи осознанности. Хорошая сделка — это приобретение предмета гардероба, которой вы будете носить постоянно. Как такой вычислить? Прежде всего задать себе вопрос: «Я действительно нуждаюсь в этой паре обуви? Давно смотрю на эту модель? Знаю, с чем ее надеть? Она соответствует моему личному стилю? В шкафу не стоит без дела практически такая же?» Но есть и другой, более длинный и эффективный путь: разобраться в себе и своем психотипе и выбирать вещи, которые ему отвечают.

Иллюзия №2: ощущение невозвратной потери

В экономике есть такое понятие — эффект владения. Этот психологический феномен заключается в том, что человек больше ценит те вещи, которые у него имеются, чем те, которые может получить. Психологи объясняют это тем, что мы боимся боли, которую причиняет потеря имущества.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В итоге каждый из нас может превратится в маленького ребенка, который отказывается обменять деревянную машинку на радиоуправляемую модель Ferrari, и не потому, что старая игрушка обладает сентиментальной ценностью, а лишь из-за того, что сложно расстаться с чем-то «своим».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нам часто жаль выкинуть вещь, которую мы не носим. Она ведь еще совсем как новая, к тому же избавиться от платья, которое годами без дела висело в шкафу, — это признать, что деньги были потрачены зря. Кажется, что можно «вернуть» их, сохранив наряд. Однако это не так. Как бороться с таким «недугом»? Выбрасывать или отдавать одежду, не жалея, а новую покупать осознанно.

Личный стиль есть у каждого
Сформировать личный стиль нередко мешают ухищрения маркетологов
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Иллюзия №3: вещь требует смены всего стиля

Чаще всего такая иллюзия появляется, когда человек приобретает что-то дорогое. Ему начинает казаться, что всё остальное содержимое шкафа не сочетается с новой покупкой, не соответствует ее статусу. Это большая ошибка: на самом деле стилисты часто используют вещи из разных ценовых категорий. Просто подумайте, что уже есть на полках: скорее всего, скомпоновать образ из уже имеющихся предметов гардероба вполне возможно.

Иллюзия №4: надо следовать за трендами

Мы часто стремимся купить то, что находится на пике моды. Так было, например, с красными пиджаками в девяностых, лосинами и уггами. Но не стоит гнаться за всеми трендами — важно сначала найти себя.

Разберитесь, что вам идет. Выясните, какой фасон и крой дают противоположный эффект. Напомните себе, что мы больше не живем во времена тотального дефицита. Не ориентируйтесь на селебрити и инфлюенсеров, ведь они не только отличаются от вас, но и нередко носят вещи в качестве рекламы и получают за это деньги. Наконец, пройдите тест на свой психотип и обратитесь к профессионалам, которые помогут вам выбрать собственный стиль.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Иллюзия №5: эффект прайминга

Наше сознание постоянно бомбардируется рекламными сообщениями, продакт-плейсментом в сериалах, фильмах и социальных сетях. Бороться с этим не так просто: маркетологи сознательно формируют у нас ощущение, что желанный образ жизни связан с определенным внешним видом и, в частности, с конкретной одеждой. Лучший способ победить этот эффект — это снова осознанность. Остановитесь перед покупкой и задайте себе всё те же вопросы: это отвечает моему стилю? я буду это носить? почувствую себя при этом комфортно?

Как не совершать ошибки, покупая одежду?

Тысячи специалистов занимаются тем, что придумывают новые способы продать нам как можно больше вещей. Есть разные уловки, к которым они прибегают. Например, в Северной Америке многие бренды ставят неправильные маркировки размеров, искусственно уменьшая их. Так покупательницам кажется, что они стройнее, и желание отправиться из примерочной прямо на кассу возрастает.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наши персональные данные перестали быть тайной, наши предпочтения давно известны маркетологам. Каждый день мы получаем десятки писем от разных магазинов с предложением что-то приобрести. Чтобы справиться с соблазнами, отмените все подписки, и вы почувствуете себя свободнее. Избегайте кнопки «купить в один клик». Шаг за шагом создавайте новые привычки, которые позволят противостоять давлению тех, чья главная цель — получить прибыль, а не сделать вашу жизнь лучше.

Нередко совершаем ошибки и мы сами. Например, некоторые люди не меняют стиль с возрастом: в 40 продолжают носить то же, что и в 20. Это неправильно, ведь с годами мы становимся другими. Не стоит искусственно молодиться, выбирая те же образы, что и ваши дети. Вместо этого развивайте насмотренность, обращайте внимание на то, что носят ваши сверстники с хорошим вкусом. Это не значит, что вам придется облачиться в скучные «старческие» балахоны. Вы обнаружите массу интересных вариантов, которые подходят вам гораздо больше, чем стиль, пронесенный неизменным через годы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Также крайне важно понимать разницу между вредными привычками и тяжелыми формами зависимости. Шкаф, забитый вещами, которые вы не носите, — это, скорее всего, результат недостаточного понимания себя. Исправить такую проблему можно с помощью самоанализа и советов экспертов в области психологии моды. Но если человек превратил жилище в «барахолку» и сам стал Плюшкиным, то нужны уже совсем другие специалисты.

Также надо обратить внимание на паттерны потребительского поведения, которые вам свойственны. Если вы не способны справиться с желанием постоянно покупать вещи, то это уже свидетельствует о вероятности ониомании (или, как это чаще называют, шопоголизма). Следует обратиться к психотерапевту и решать проблему с его участием, а не заниматься самодиагностикой и самолечением.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы не становимся счастливее из-за спонтанных приобретений, они дарят лишь временное удовольствие на несколько минут или часов. А вот понимание себя и своих жизненных ориентиров дает эффект на всю жизнь. Разбирайтесь в себе и покупайте вещи осознанно — это лучший путь в мире моды.

У тебя есть свой стиль в одежде?
Да
Нет

Фото: Getty images