«Стиль есть у каждого»: Петр Коваленко объясняет, как влияет на нас одежда

Многие не относятся к одежде серьезно, а зря. Она не только рассказывает окружающим о человеке, который ее носит, но и влияет на нас самих. Как? Об этом знает Петр Коваленко — один из ведущих экспертов в России в области Fashion Retail, сооснователь сети аутлетов OFFPRICE.
«Стиль есть у каждого»: Петр Коваленко объясняет, как влияет на нас одежда
Петр Коваленко

В любом наряде есть глубокий смысл, осознаем мы это или нет. С помощью одежды мы рассказываем окружающим о себе и своей жизни. Такие истории всегда состоят из двух частей. Первая — это наше самовосприятие: как человек интерпретирует свою личность, кем он себя видит. И вторая — то, какими мы хотим показать себя остальным людям и что наше окружение действительно видит и понимает, считывая наш образ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Человек — существо социальное. Даже когда мы остаемся в одиночестве, то рядом всегда присутствует незримый наблюдатель, который смотрит на нас со стороны. Мы постоянно держим в голове мысль: «А что будет, если сейчас меня кто-то увидит? Как он оценит мой внешний вид? Как я сама отнесусь к его мнению?» Нас сопровождают три вечных вопроса: что я думаю о себе, какое впечатление хочу производить на других людей и каким оно будет на самом деле.

Хорошо, если ответы одинаковы: например, женщина уверена, что она профессионал, в офисе подчеркивает это одеждой и люди относятся к ней соответствующе. Но иногда возникают сложности: мы можем воспринимать себя определенным образом, но для окружающих выглядеть совершенно иначе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Предназначение одежды напрямую связано с нашими целями. Мы выбираем роль, которую хотим сыграть на том или ином мероприятии: в гостях, на свидании, светском рауте или деловом совещании. Начинаем строить образ, учитываем ожидания окружающих и правила дресс-кода, но забываем о собственном «я». Усугубляется ситуация опасениями: а правильно ли поймут мою репрезентацию через одежду? В итоге всё выливается в разные проблемы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Человек отдельно, одежда — отдельно

Такой эффект возникает, когда стиль не подходит психотипу человека. Вещи словно повисают в воздухе. Так случается, когда мы выбираем то, в чем ощущаем себя некомфортно: например, людям, чья базовая потребность — безопасность, лучше избегать ярких цветов или моделей со смелым кроем. Не стоит собирать наряд из неудобных предметов гардероба, мешающих двигаться, тактильно неприятных или издающих звуки при ходьбе или жестикуляции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Комфорт напрямую влияет на уверенность человека в себе, и потому важно выбирать удобные вещи. Нельзя недооценивать то, что мы носим: это не просто ткань, которая защищает нас от воздействий внешней среды и позволяет соблюдать нормы приличий. Одежда наполнена энергией и может менять наше настроение, поведение и самовосприятие. Не только мы формируем личный стиль, но и он — нас. Удачный образ — это тот, в котором вы хорошо себя чувствуете.

Enclothed cognition

Стиль — это инструмент сторителлинга и влияния. Приведу простой пример: белый халат врача транслирует принадлежность к профессии и вызывает доверие, а вот к доктору в шлепанцах и шортах пациент вряд ли придет второй раз. Но одежда действует и на нас самих: в психологии этот эффект называют enclothed cognition.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2012 году профессор менеджмента и административного управления Адам Галински провел эксперимент: он дал двум группам студентов одинаковые тесты. Одни выполняли задание в обычной одежде, других одели в лабораторные халаты. Те, кто был в «униформе», справились с заданием лучше. По мнению Галински, одежда влияет на то, как мы мыслим: правильно подобранные вещи позволяют действовать эффективнее.

Есть еще один интересный момент: одежда позволяет разделить день — перенастроить мышление на различные виды деятельности. Смена вещей подсказывает мозгу, какую новую задачу предстоит решить. Мы надеваем утром костюм — и переходим от утренней расслабленности к деловой собранности. Меняем его вечером в фитнес-зале на спортивную форму — и переключаемся на готовность к физическим нагрузкам. Вечером облачаемся в пижаму — и нас начинает клонить в сон.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сейчас ковидный локдаун и переход на удаленку практически стер границу между работой и домом. Сегодня многие люди не чувствуют, когда нужно закончить трудиться, и продолжают делать это до самой ночи. А кто-то и вовсе не может настроиться на рабочий лад: этому мешают домашняя одежда и удобный диван, с которого так не хочется вставать.

Поделюсь лайфхаком для тех, кто давно хочет заняться спортом, но не может себя замотивировать. Лучший способ начать тренироваться — положить спортивную форму на видное место, чтобы она всегда была перед глазами. Но с помощью одежды можно и обманывать себя. Существует, например, стиль athleisure, придуманный в США: люди постоянно носят спортивную одежду и благодаря этому чувствуют себя причастными к фитнесу, хотя им не занимаются. Однако самого ощущения им хватает, и перейти к реальным действиям становится только сложнее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Важность осмысленности

Не стоит себе лгать: это не пойдет вам на пользу. Лучше постарайтесь разобраться в своем внутреннем мире. Проинспектируйте шкаф, выкиньте ненужные вещи, а вместе с ними — собственный застой и неприятные воспоминания. Подходите к моде осознанно, используйте возможности, которые дает одежда: самовыражайтесь, показывайте креативность и нестандартность мышления, опыт, насмотренность, образование и характер. С помощью образов можно рассказать о многом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть еще один аргумент в пользу осмысленности в выборе нарядов — это влияние наших навыков правильно одеваться на детей. Так мы показываем им, что надо любить себя и следить за собой. Вспомните: когда мы летим в самолете, то кислородные маски просят сначала надеть на себя, а затем — на ребенка. Так и в жизни: воспитание детей начинается с примера родителей. Именно мы помогаем детям сформировать хороший вкус. Но здесь важно действовать осторожно: даже в юном возрасте у человека уже есть свой личный психотип. И потому маме-экстравертке не стоит настаивать, чтобы ее дочь-интровертка носила то же самое, что и родительница.

У каждого человека свой стиль. Его не нужно навязывать или прививать. Ребенку надо объяснить, как важно найти одежду, в которой ему будет комфортно. Каждому из нас вещи помогают заявить о себе и добиться исполнения своих целей и желаний. Одежда — это великий рассказчик, который при правильном выборе помогает почувствовать уверенность в себе и наслаждаться жизнью.

А ты нашла свой личный стиль в одежде?
Да
Нет

Фото: Flaunter LI/ Unsplash, Liza Summer/Pexels